Выпуск #26

о соревнованиях, больших самолетах и истребителях, развитии авиации, смартфонах и аэротакси

С Днем защитника Отечества!

Привет!

Сезон приближается, а вместе с ним приближаются и соревнования.

9 марта, на аэродроме Ватулино состоится Кубок по прыжкам на точность для начинающих парашютистов.

ПТЛщики, студенты второй программы и начинающие крылатые спортсмены, присылайте свои заявки. Этот кубок — для вас!

Призы невероятные и очень крутые: прыжки в ночи! (для «круглых» с парашютом Д-6)

А 10-11 марта там же, на аэродроме Ватулино, пройдут соревнования по групповой парашютной акробатике среди команд-двоек «Первые ласточки»! Положение о соревнованиях и заявка на участие выложены в группе «Аэроклассика» ВКонтакте.


* * *

Открылась регистрация на чемпионат России по аэротрубным дисциплинам парашютного спорта. Пройдет он с 10 по 13 мая в Санкт-Петербурге в аэротрубе FlyStation.

Положение о соревнованиях (.pdf)


* * *

Начинается подготовка к новому FAI Рекорду Мира в классе Вингсьют Большие Формации, который пройдёт с 16 по 20 ноября 2018 года на дропзоне Skydive City в Zephyrhills, Fl, USA. Цель — побить рекорд 2016 года 61 way. Опытные пилоты получат (или уже получили) персональные приглашения для участия в рекорде. Всем желающим принять участие в рекорде необходимо посетить один из подготовительных кэмпов:

  • Skydive City (Zephyrhills) (6-8 апреля)
  • Skydive Chicago
  • Parachutisme Atmosphair (Quebec City) (26-29 июля)
  • Skydive Hibaldstow (UK)
  • Skydive Spaceland Houston
  • Pau Skydive Aquitaine, France (30 августа — 2 сентября)

Возможны дополнения и корректировка дат.

Участие в Российском рекорде также будет квалифицироваться как подготовительный кэмп.

Требования к участникам:

  • минимум прыжков skydive — 400
  • минимальное кол-во полётов в вингсьюте — 100

* * *

90 лет назад, 21 февраля 1928 года, летчик-испытатель Михаил Громов впервые поднял в воздух разработанный авиаконструктором Н.Н. Поликарповым истребитель И-3 — первый в СССР крупносерийный самолет этого класса и самый быстрый на тот момент самолет советской конструкции.

Истребитель И-3

Вячеслав Кондратьев, авиационный журналист, пишет об этом «остроносом акробате» в блоге:

На испытаниях он развил скорость 278 км/ч, что вполне соответствовало лучшим мировым образцам. В 1928-30 годах было построено 400 экземпляров И-3, включая прототип. В 1930-33 гг. они являлись самыми распространенными истребителями советских ВВС, но уже в конце следующего года их сняли с вооружения и вскоре отправили в утиль. Деревянная конструкция машины была рассчитана всего на четыре года эксплуатации.

И-3 не довелось участвовать в войнах и устанавливать рекорды, но мне эта машина интересна тем, что она имеет прямое отношение к моей семье. И-3 был первым истребителем, который освоил в летном училище и на котором начинал строевую службу мой дед — генерал-майор ВВС Ф.Н.Черемухин. Он мне про него много рассказывал, и было видно, что для него это как первая любовь. Деду самолет очень нравился за легкость и простоту управления, особенно — в сравнении с гораздо более капризным и опасным «ишаком», на который ему потом пришлось переучиваться.

По словам деда, на И-3 он ни разу не попадал в аварии и на этом самолете не погиб никто из его однокурсников, а на И-16 разбилось в мирное время несколько его друзей. Особенно мне запомнился рассказ о том, что на И-3 можно было «прокрутить» весь комплекс фигур высшего пилотажа, держа ручку управления двумя пальцами — большим и указательным, настолько верткой и одновременно послушной была эта машина. Возможно, если бы И-3 делали не из дерева, а из металла, то они могли бы прослужить гораздо дольше и даже успеть повоевать в Испании, но это лишь сюжет для альтернативной истории.


* * *

Продолжим тему истории авиации несколькими фильмами — выходные длинные и морозные, успеем все посмотреть :)

История Ту-334. Туполев-334 — региональный пассажирский самолет, разработанный в КБ им. Туполева в девяностых годах. Он так и не вышел на этап серийного запуска, было изготовлено только 2 летных экземпляра.


А этот фильм об аэробусе А380 — самом большом пассажирском авиалайнере в мире. Он может совершать беспосадочные перелеты на расстояние 15 000 километров и брать на борт до 853 пассажиров.


И первая часть фильма «Штурм неба. Выжить в пятом океане» — об истории развития авиации.



* * *

Коммерсант пишет о новой попытке восстановить производство легких самолетов для региональных авиаперевозок: на мощностях Улан-Удэнского авиазавода до 2025 года планируется выпускать глубоко модернизированную версию старого Ан-2 — из композитных материалов и с американским двигателем.

Модернизация Ан-2

Минпромторг, Минтранс, республики Бурятия и Саха, а также холдинг «Вертолеты Росси» подписали в ходе Российского инвестиционного форума в Сочи соглашение о выпуске легких самолетов ТВС-2ДТС для региональных пассажирских перевозок. Производство начнется в 2019 году на Улан-Удэнском авиационном заводе (У-УАЗ; входит в холдинг «Ростеха» «Вертолеты России»), в 20-21-2025 годах он обязуется поставить не менее 200 машин. На первом этапе самолет будет летать в Сибири и на Дальнем Востоке, а стартовым эксплуатантом станет авиакомпания, создаваемая при участии регионов.

<...>

ТВС-2ДТС — глубокая модернизация Ан-2, полностью из композитных материалов. Самолет может взлетать и садиться на неподготовленных площадках, использоваться в труднодоступных районах, в санитарной авиации, сельском хозяйстве. Разработчик самолета — ФГУП «Сибирский НИИ авиации им. С. А. Чаплыгина». Для модернизированного Ан-2 используется двигатель Honeywell (США), что сократит себестоимость летного часа втрое, а расход топлива — на 10%. Цена самолета — $1,2 млн. Уже модернизировано 25 машин.


* * *

Тем временем Airbus вовсю испытывает воздушное такси. Прототип такси AlphaOne, который внешне больше напоминает вертолет, поднялся на высоту пять метров и провисел на ней 53 секунды. За это время он потратил 8% заряда аккумулятора. Предполагается, что AlphaOne сможет перевозить только одного пассажира. Видео полета вдохновляет:



* * *

После того, как были выяснены причины катастрофы пассажирского самолета Ан-148 Самарский авиалиний, многие вспомнили, что даже на обычных смартфонах есть функция определения скорости. О том, можно ли управлять самолетом по смартфону и что делать с неправильными показаниями скорости, рассуждает пилот-инструктор гражданской авиации Денис Окань: «Ликбез: Пилотирование самолета по смартфону» и «Airspeed Unreliable. Ненадежные показания скорости».


* * *

Десять лет назад состоялся первый полет сверхманевренного истребителя Су-35. Красивый фото-очерк авиационного фотографа Марины Лысцевой «Охота на Су-35: чем российский истребитель удивляет мир»

Истребитель Су-35

19 февраля 2008 года в небо впервые поднялся российский многоцелевой истребитель поколения «4++» Су-35. Пилотировал самолет заслуженный летчик-испытатель РФ, Герой России Сергей Богдан.

Серийно Су-35С начал производиться с 2011 года на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина, но на вооружение российской армии был принят лишь в прошлом году. После боевого крещения в небе Сирии об истребителе заговорил весь мир.

Примечательно, что под индексом «Су-35» начиная с 1992 года на международных авиасалонах демонстрировались модификации Су-27. Модернизированные истребители Су-27М были созданы по заказу военных в 1980-х годах, а в 90-е их производство было прекращено из-за недостатка финансирования.

Концепция нового многофункционального истребителя (за которым было сохранено название Су-35) окончательно сформировалась к середине 2000-х годов. В новом самолете необходимо было существенно усовершенствовать комплексы вооружения, внести изменения в конструкцию планера машины и ее силовую установку.

Кстати, за идею создания информационно-управляющей системы (ИУС) для современных самолетов в прошлом году распоряжением председателя правительства РФ группе сотрудников компании «Сухой» была присуждена премия в области науки и техники. ИУС изначально родилась в исследованиях по проекту истребителя пятого поколения, однако первой она реализовалась именно на Су-35.

<...>

При создании Су-35 отступили от аэродинамической схемы с передним горизонтальным оперением (как у Су-33 и Су-30МК) и вернулись к классической (Су-27).

Конструкция планера усилена, что позволило увеличить максимальный взлетный вес машины. Это дало возможность значительно повысить запас топлива (во внутренних баках Су-35 несет 11,3 тонны против 9,4 на Су-27).

Помимо этого истребитель может использовать подвесные топливные баки объемом 2000 литров каждый. Боевая нагрузка осталась такой же, как на Су-27 — восемь тонн. Количество узлов подвески для крепления высокоточных ракет и авиабомб возросло с 10 до 12. Еще два — для размещения контейнеров РЭБ.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Длина самолета — 21,9 м, размах крыла — 14,75 м, высота — 5,9 м. Максимальная взлетная масса — 34 500 кг, максимальная скорость — 2500 км/ч, максимальная дальность полета без подвесных топливных баков (ПТБ) — 3600 км, с ПТБ — 4500 км.

Практический потолок — 20 тыс. м. Назначенный производителем ресурс самолета — 6 тыс. часов или 30 лет, ресурс двигателей — 4 тыс. часов.


* * *

И в завершение выпуска немного крутых свуперов. Наслаждайтесь!



* * *

С Днем защитника Отечества!

Летайте безопасно!


23 февраля 2018 г.


Архив выпусков

Подпишитесь на рассылку, если хотите получать выпуски дайджеста на электронную почту.